Форма государственного устройства.


Форма государственного устройства.
Под формой государственного устройства следует понимать политико-территориальное устройство государства, в том числе политико-правовой статус его составных частей и взаимоотношения центра и государственных органов в регионах государства. Принято различать две основные формы государственного устройства: унитарное государственное устройство и федеративное государственное устройство. Унитарное государство – это единое государство, которое подразделяется на административно-территориальные единицы, не имеющие политической самостоятельности. К признакам унитарного государства относятся следующие: 1. единая конституция, единая правовая система 2. единая система высших органов государственной власти 3. единое гражданство 4. единая судебная система и осуществление правосудия на базе единых норм права 5. деление территории на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью 6. подчинение местных органов государственной власти центральным органам государственной власти. К унитарным государствам, например, относятся Франция, Швеция, Норвегия, Португалия, Венгрия, Чехия и т.д. Федеративное государство – это сложное союзное государство, которое состоит из нескольких государственных образований, обладающей собственной компетенцией в области осуществления государственной власти. Федеративная форма государственного устройства имеет меньшее распространение в государствах мира. К федеративным государствам относятся, например такие, как Россия, США, Канада, Швейцария, ФРГ, Австрия, Индия и др. Для большинства федеративных государств характерно то, что федерацию составляют государственные образования (штаты, кантоны, земли, провинции и др.), которые являются субъектами федерации и наделены определенными политическими полномочиями. В большинстве федеративных государств субъекты федерации не обладают суверенитетом, хотя иногда он закреплен в конституции федерации. Для федеративного государства характерны следующие признаки: 1. В отличие от унитарного государства территория федеративного государства не представляет собой единого целого, а состоит из территорий субъектов. Субъекты федерации в большинстве государств не являются государствами в собственном смысле слова, так как они не обладают суверенитетом, который предполагает независимость государственной власти как внутри государства, так и во внешних сношениях. 2. Как правило, субъекты федерации наделяются учредительной властью в вопросе принятия собственной конституции. Как правило, в союзных конституциях за субъектами федерации закреплено право принимать собственные конституции, не противоречащие положениям союзной. 3. Субъекты федерации наделяются правом принимать собственные законы в пределах их компетенции, установленной в федеральной конституции. Правовые акты субъектов действуют только на территории субъекта. 4. Субъекты, как правило, имеют собственную правовую и судебную системы. 5. Субъекты имеют, как правило, двойственное гражданство, то есть каждый гражданин субъекта одновременно является и гражданином союза. 6. Федеративному государству обычно присуща двухпалатная структура союзного парламента (бикамирализм). Нижняя палата союзного парламента представляет собой орган общесоюзного представительства и избирается по территориальным избирательным округам, а верховная палата представляет субъектов федерации. 7. Субъекты имеют свои законодательные, исполнительные и судебные органы. Среди федеративных государств выделяется РФ, которая представляет собой асимметричную федерацию, которой присущ неодинаковый правовой статус ее субъектов. Так, например, республики – это государства, которые имеют собственную конституцию, гражданство, а край и область этого не имеют. В основу государственного устройства РФ заложены сразу два принципа: национально-территориальный (республики, автономная область, автономные округа) и административно-территориальный (край, область, город федерального значения), что не свойственно большинству федераций мира.


Hosted by uCoz