Форма правления.
Форма государственного правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними.
Форма государственного правления дает возможность уяснить:
– как создаются высшие органы государства и каково их строение;
– какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими и иными государственными органами;
– как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;
– в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободу гражданина.
По характерным признакам формы государственного правления подразделяются на монархические (единоличные, наследственные) и республиканские (коллегиальные, выборные).
Монархия – это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. Основными признаками классической монархии являются:
1. существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах и т.д.);
2. наследственный порядок преемственности верховной власти;
3. представительство государства монархом по своему усмотрению;
4. юридическая безответственность монарха.
История развития человечества знает ряд разновидностей монархической формы государственного правления: абсолютную и конституционную монархию.
Абсолютная монархия – эта такая форма правления, при которой государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу (королю, императору, царю и т.д.). Основным признаком абсолютной монархии является отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих компетенцию монарха. В современных государствах условно странами с абсолютной монархией считают: Оман, ОАЭ, Саудовскую Аравию, Бахрейн, Катар, Кувейт.
Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно такое ограничение определяется конституцией, которую утверждает парламент. Монарх в таких государствах не в праве изменить конституцию. Как форма правления конституционная монархия возникла в период становления буржуазного общества. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени. К монархическим государствам, например, относятся Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция, Япония и др. Конституционная монархия бывает парламентарной и дуалистической.
Парламентарная монархия характеризуется следующими основными признаками:
1. Правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получившей большинство мест на выборах в парламент.
2. Лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мандатов в парламенте становится главой правительства.
3. В законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует. Она является символической.
4. Законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом.
5. Правительство, согласно конституции, несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.
Дуалистическая монархия. При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, которое формирует монарх, и парламентом, который избирает народ. Правительство в дуалистических монархиях формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент представляет интересы буржуазии и других слоев населения. Классической формой дуалистической монархии была кайзеровская Германия с 1871 по 1918 год. В настоящее время дуалистическая монархия практически изживает себя и в классическом виде не встречается. Однако, в наше время дуалистическими монархиями принято условно считать Иорданию, Марокко, Непал.
Республика – это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Республиканская форма правления в окончательном виде сформировалась в Афинском государстве, и по мере развития общественной жизни она видоизменялась, приобретала новые черты. Общими признаками республиканской формы правления являются:
1. Существование единоличного или коллегиального главы государства.
2. Выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти.
3. Осуществление государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа.
4. Юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом.
5. Обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов.
6. Преимущественная защита интересов граждан государства и взаимная ответственность личности и государства.
История знает несколько основных разновидностей республиканского правления.
Парламентская республика – это разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом за свою деятельность. Оно остается у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. В случае утраты доверия большинства членов парламента, правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов. Как правило, глава государства в парламентских республиках избирается либо парламентом, либо специально образуемой парламентской коллегией. Так в ФРГ президент избирается Федеральным собранием , состоящим из членов бундестага и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального представительства. Это представительство зависит от численности депутатов от каждой земли в Бундестаге.
Выборы главы государства в парламентской республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права, что характерно, например, для Австрии. В Австрии президент избирается населением сроком на 6 лет. Глава государства в парламентской республике обладает довольно широкими полномочиями, он обнародует законы, издает декреты, имеет право роспуска парламента, назначает главу правительства, является главнокомандующим вооруженными силами. Глава правительства в парламентской республике (канцлер, премьер-министр, председатель совета министров) назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламентской республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента. Главной функцией парламента в парламентской республике является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, а также осуществляет другие полномочия.
Президентская республика – это одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства. К наиболее характерным чертам президентской республике относятся следующие:
1. Внепарламентский метод избрания президента и формирование правительства.
2. Ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом.
3. Более широкие чем в парламентской республике полномочия главы государства.
Классической президентской республикой являются США. В соответствии с конституцией США, в основе которой лежит принцип разделения властей, определено, что законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная – президенту, судебная – верховному суду. Президент США избирается населением страны путем косвенных выборов через коллегию выборщиков. Количество выборщиков должно соответствовать числу представителей каждого штата в парламенте США (в конгрессе). Правительство формируется победившим на выборах президентом из лиц, принадлежащих его партии. Президентская форма правления в различных странах имеет свои особенности.
Полупрезидентская (смешанная) республика. В практике государственного строительства есть и такая форма правления, которая сочетает в себе элементы как парламентской, так и президентской республики. Наиболее типичными представителями такой формы правления являются Франция, Португалия, Россия и др. При такой форме правления центральной фигурой в системе высших органов государственной власти является наделенный широкими полномочиями и избираемый внепарламентским путем президент. Правительство формируется президентом и несет перед ним ответственность. По отдельным вопросам, как например, при утверждении бюджета, а также по утверждению отчета правительства по исполнению бюджета правительство ответственно и перед парламентом. Однако, при формировании правительства в некоторых странах с данной формой правления необходимо одобрение парламентом кандидатуры на пост председателя правительства, который может называться в разных странах канцлером, премьер-министром, председателем совета министров. В полупрезидентской республике парламент может выразить недоверие правительству, однако, президент может распустить парламент и назначить новые выборы в парламент.
|