Происхождение государства.


Происхождение государства.
Интерес к природе государства и права стал появляться у людей еще в глубокой древности. Еще на заре возникновения государственности у народов мира люди стали задумываться над тем, как возникло государство и право, каковы причины их возникновения. Ученые многих стран в течение длительного периода создали множество теорий возникновения государства. Они по-разному трактовали понятия и сущность государства и права и пути их возникновения. История человечества знает ряд основных теорий происхождения государства и права. Теологическая теория. Эта теория является одной из самых древних теорий, она возникла одновременно с первыми рабовладельческими государствами. В средние века эту теорию проповедовал Фома Аквинский, известный философ и теолог, а в более поздний период развития человечества сторонником этой теории был французский религиозный философ Маритен. Смысл этой теории заключается в том, что ее сторонники признавали только божественное происхождение государства и права. Они считали, что в основе государства и права лежит божественный промысел как причина их возникновения. Они проповедовали вечность и незыблемость государственной власти и правовых установлений. Патриархальная теория. Родоначальником данной теории являлся Аристотель – греческий ученый, философ, ученик Платона, основоположник логики. Последователями данной теории в более поздний период стали такие русские ученые, как Михайловский, Покровский и др. Сторонники данной теории считали, что из патриархальной семьи как первоначальной ячейки общества произошли все другие общественные институты, включая государство. По мнению сторонников этой теории государство представляет собой разросшуюся семью, и глава этой семьи впоследствии становится монархом. Теория договорного происхождения государства. Данная теория зародилась также в глубокой древности, и суть этой теории состоит в том, что государство берет начало от общественного договора. Эта теория впервые встречается у древнегреческого философа Эпикура. Сторонники этой теории считали, что люди создали государство на основе добровольного соглашения для обеспечения общей справедливости. Сторонниками этой теории были такие известные ученые 17-18 веков, как Гроций, Спиноза, Гоббс, Джон Локк, Жан Жак Руссо, Радищев и др. Органическая теория. Возникла в 19 веке, ее основоположниками являются английский социолог Спенсер и швейцарский юрист Блюнчли, а также ряд других ученых того времени. Сторонники этой теории переносили законы развития животного мира на государство и право. Согласно этой теории государство является произведением сил природы. Основоположники этой теории утверждают, что само государство подобно человеческому организму, отдельные части которого соответствуют частям государства. Например, голова – это правительство, руки – армия, полиция и т.д. Теория насилия. Основоположниками данной теории были такие известные ученые, как Гумплович, Дюринг, Каутский. Эта теория исходит из утверждения, что происхождение государства объясняется завоеванием одних племен другими племенами еще на заре развития человечества. В результате такого завоевания для упрочнения господства победителя над побежденным и возникает государство. Следовательно, механизм власти, который был создан победителями для удержания своего господства над порабощенными племенами, стал, согласно этой теории, прообразом государственного механизма, отделенного от общества. Психологическая теория. Эта теория возникла в 19 веке, и, согласно этой теории, происхождение государства и права обусловлено не историческим развитием и условиями материальной жизни, а особыми свойствами человеческой психики. Сторонники этой теории утверждали, что государство и право возникает как результат осознания народными массами своей зависимости от власти, то есть вследствие психологических причин. Сторонниками данной теории были Габриель Тард, а также русские юристы Коркунов и Петрожицкий и др. Гидравлическая теория (ирригационная). Согласно этой теории развитие государства в странах Древнего Востока (в Древнем Египте, в Шумере, в Древнем Китае) и других странах с засушливым климатом было обусловлено строительством и развитием в этих странах ирригационных сооружений. Материалистическая теория. Эта теория, до недавнего времени, была одной из самых распространенных в мире. Разновидностью данной теории является марксистская теория происхождения государства и права. Сторонники данной теории считают, что в основе возникновения государства и права лежат социально-экономические предпосылки и раскол общества на противоборствующие классы. Каждая из упомянутых выше теорий внесла свой вклад в науку о государстве и праве и, несмотря на умозрительность некоторых теорий, они в различной степени вносят свой вклад в выяснение природы государства и права. Материалистическая теория. История человечества знает такую организацию общества как первобытнообщинный строй. Эту стадию развития прошли практически все народы мира. Экономической основой этого строя являлась коллективная собственность наследствопроизводства, которая отвечала низкому уровню развития производительных сил. Экономическому строю первобытного общества соответствовали и определенные формы человеческого общежития. Первоначально это были небольшие мигрирующие группы людей, объединенные совместным добыванием пищи и необходимостью защиты от внешней опасности. Позже сложилась более устойчивая форма организации человеческого коллектива – родовая община. Членов этой общины объединяло кровное родство, а также общность трудового процесса и общность имущества. В основе возникновения родовой общины лежат две основные причины. Первая – это развитие производительных сил, и вторая – развитие семьи. Община стала складываться с появлением у древних людей орудий труда, с изобретением лука, стрел, которые превратили охоту в регулярный способ добывания пищи, а также с развитием естественного разделения труда, при котором мужчины занимались охотой, рыболовством, изготовлением соответствующих орудий труда, а женщины и дети собиранием плодов и ведением домашнего хозяйства. У большинства народов мира родовой строй проходит два основных этапа: матриархат и патриархат. Матриархат или материнский родовой строй характерен для периода становления и первоначального развития родового строя. Женщина в этот период занимает главенствующее положение в родовой общине, так как, во-первых, она играла весьма важную роль в добывании средств к жизни, а, во-вторых, родство тогда определялось по женской линии и все члены рода считались потомками одной женщины. Патриархат или отцовский родовой строй становится основной формой общественной организации позднее. Он возникает с появлением у древних людей общественного производства: земледелия, скотоводства, плавки металлов, ставших основным делом мужчин. Главенствующее положение в роду постепенно переходит к мужчине, и родство начинает устанавливаться по мужской линии. Носителем власти при первобытнообщинном строе являлась вся родовая община в целом. Высшей властью было общее собрание, своеобразный совет всех взрослых членов рода. Совет решал все важнейшие вопросы жизни общины, касающиеся производственной деятельности, религиозных обрядов, разрешений споров между отдельными членами рода и т.д. Управление делами родовой общины осуществлял старейшина, избираемый, обычно, на собрании всеми членами рода, как мужчинами, так и женщинами. Власть старейшины не являлась наследственной, и в любой момент старейшина мог быть заменен другим членом рода. Старейшины и другие должностные лица рода участвовали в производственной деятельности родовой общины наравне с другими ее членами. Общественная власть при первобытно общинном строе была весьма эффективной, несмотря на то, что она не имела в своем распоряжении никаких специальных органов принуждения. В таких специальных органах принуждения первобытный строй и не нуждался, так как общинная власть опиралась на сознательность всех членов рода, на силу привычки и на моральный авторитет старейшины, который основывался на личных качествах этого человека. Род при первобытнообщинном строе являлся самостоятельной социальной общностью. Отдельные роды объединялись в более широкие объединения, как, например, у древних греков – фратрии. Фратрии в свою очередь составляли племя. Род, фратрия и племя были связаны кровным родством в различной степени. Власть во фратрии и в племени основывалась на тех же принципах, что и в родовой общине. Совет фратрии представлял собой общее собрание всех ее взрослых членов, или состоял из старейшин родов, входивших во фратрию. Высшей властью в племени был совет племени, в который входили представители фратрий, а именно старейшины, военачальники, жрецы. Совет племени заседал публично, в окружении других членов племени, которые также могли участвовать в обсуждении вопросов, выносимых на совет. Однако окончательное решение выносил совет. В итоге можно сказать, что власть при первобытнообщинном строе представляла собой своеобразное самоуправление, своего рода, первобытную демократию. Определяющей чертой этой демократии была коллективная собственность наследствопроизводства, которая предопределяла социальное равенство всех членов общества. При первобытнообщинном строе действовали определенные правила поведения, то есть социальные нормы. К ним относились обычаи, традиции, первобытная мораль, религиозные нормы, запреты. Все эти нормы первобытного общества были созданы в интересах всех членов общества, и поэтому, в большинстве случаев, они соблюдались добровольно. Соблюдение этих норм основывалось на силе привычки, на авторитете старших поколений, на нравственных и религиозных воззрениях. Коренные перемены, произошедшие в первобытном обществе, были связаны с изменениями в экономической жизни. Появление домашнего скотоводства, оросительного земледелия, изобретение ткацкого станка, выплавка металлов (меди, бронзы) предопределили дальнейшее развитие производительных сил. Старые производственные отношения уже не соответствовали новому этапу развития общества, и большую роль в замене старых производственных отношений новыми сыграло разделение общественного труда, а именно, отделение скотоводства от земледелия, отделение ремесла от земледелия и выделение из общества особого слоя людей занятых только обменом продуктов. Имущественное расслоение родоплеменной организации общества непосредственно связано с разделением общественного труда. Именно это привело к трансформации родоплеменной организации общества в государство. Переходным периодом от родового строя к государству был период военной демократии. Для этого этапа характерно то, что органы управления родоплеменного общества сохраняются на этом этапе. Однако вожди, старейшины, опираясь на военную дружину, узурпируют власть в обществе, и большинство важнейших решений принимают без общего народного собрания. Систематические военные столкновения между племенами способствовали выделению особой социальной группы профессиональных военных. Происходила постепенная милитаризация общества. Имущественное расслоение общества вызывает необходимость защиты собственности имущих общинников и появляется потребность в новой организации общества в государстве. От старой родовой организации государство отличают такие признаки, как: 1. публичная власть, отделенная от общества 2. территориальное разделение граждан или подданных 3. налоги 4. суверенитет 5. право. Публичная власть, отделенная от общества – это политическая власть, которую осуществляли специальные отряды людей и использовали для этого механизм принуждения. В это время возникает необходимость в создании специального государственного аппарата, который со временем усложняется и становится всеобъемлющим. Государственный аппарат составляют армия, чиновники, карательные органы такие, как тюрьмы, полиция, и другие принудительные органы как необходимые атрибуты публичной власти отделенной от народа. Территориальное разделение граждан или поданных. Если при родовом строе люди объединялись по признаку родства, то в государстве объединены по территориальному принципу, то есть по месту их проживания. Этот территориальный принцип позволял повысить эффективность управления обществом и окончательно разрушил родовые связи. Налоги. Появление постоянного государственного механизма вызвало необходимость изыскания средств для его содержания. Такими средствами стали налоги, взимаемые государством с населения. Право. Одновременно с возникновением государства шел процесс возникновения права. Прежние социальные нормы родоплеменного строя стали противоречить имущественному и социальному расслоению общества, вступающего в государственность. Перед правящим социальным слоем общества возникает задача – закрепление своего привилегированного положения в новых нормах или приспособление старых норм к новым условиям путем их трансформации. В начале право складывалось из трансформированных обычаев старого общества и отдельных судебных решений, которые приобретали значение общей нормы. Однако, со временем, когда четко выделились органы государственной власти, уже эти органы формировали правовую систему государства. Они принимали решения, оформленные официальными актами, которые становились нормой поведения членов общества. Право на ранних этапах возникновения государства тесно переплеталось с религиозными нормами и долго носило религиозную окраску. Право в это время делилось на священное и человеческое. Характерными чертами права того времени было: 1) наличие права частной собственности 2) закрепление в праве имущественных, семейных и др. отношений 3) ярко выраженное неравенство в распределении прав и обязанностей господствующего имущего слоя общества и неимущих. Таким образом, появление правовых систем в государствах раннего периода развития человечества означало приход права на смену обычаям первобытнообщинного строя. Суверенитет. Государство, в отличие от других форм организации общества, обладает суверенитетом, то есть верховенством, самостоятельностью и независимостью государственной власти от какой-либо иной власти в обществе и за его пределами. Государство располагает возможностью свободно по своему усмотрению решать свои внутренние дела, а также самостоятельно выступать во вне во взаимоотношениях с другими государствами и народами. Возникновение частной собственности и распространение рабства окончательно привели первобытное общество к распаду и явились одной из причин возникновение рабовладельческого государства. Война становится одним из средств обогащения и усиливает военную верхушку племени. Удержание в повиновении рабов и неимущих свободных общинников становится настоятельной необходимостью, и начинается в этот период формирование институтов рабовладельческого государства. Основой рабовладельческого государства была полная собственность рабовладельцев не только на орудия труда, но и на работников производства, на рабов. Для охраны своей собственности и удержания в повиновении огромных масс рабов и подавления их сопротивления рабовладельцам был необходим специальный механизм власти, то есть государство с его армией, полицией, органами власти и т.д. Рабовладельческая собственность составляла основу социального неравенства в рабовладельческом обществе. Главные созидатели материальных благ – рабы были, по сути дела, говорящими орудиями лишенных всяких прав, однако не в лучшем положении были и свободные граждане или подданные. В рабовладельческом государстве были и другие категории населения, как, например, вольноотпущенные, чужеземцы, апатриды, которые также не пользовались всей полнотой прав. Основными внутренними функциями рабовладельческого государства были следующие функции: 1) охрана рабовладельческой собственности и ее развитие 2) подавление сопротивления рабов и других неимущих слоев общества 3) организация общественных работ. К основным внешним функциям рабовладельческого государства относились следующие функции: 1) оборона от нападений извне 2) поддержание дипломатических и торговых отношений с другими государствами и народами 3) завоевание народов других стран с целью порабощения и ограбления.


Hosted by uCoz