Принцип разделения властей


Принцип разделения властей
Принцип разделения властей — это такая единая организация государственной власти в демократическом государстве, при которой, на основе системы сдержек и противовесов, осуществляется эффективное взаимное сдерживание и взаимный контроль высших государственных органов принадлежащих к различным ветвям власти. Разделение властей - это одновременно пол итико правовая доктрина и конституционный принцип, лежащий в основе организации власти любого из демократических государств, которые сформировались в результате великих освободительных революций и войн XVII XVIII веков в Европе и Северной Америке. В этот период сложилось большинство либерально-демократических государств, которые и сейчас включают принцип разделения властей в основы конституционного строя своих государств. Первые попытки сформулировать принцип разделения власти были предприняты еще в трудах выдающихся мыслителей Древней Греции и Древнего Рима. К ним исследователи относят Аристотеля (384 - 322 гг. до н.э.), Эпикура (ок. 341 - ок. 270 гг. до н.э.), Полибия (ок. 201 - ок. 120 гг. о н.э.). Однако окончательно данный принцип был сформулирован англичанином Джоном Локком (1632 - 1704) и французом Шарлем Монтескье (1689 - 1755). Ш. Монтескье, который придал этой концепции завершенный вид. Его понимание концепции разделения властей получило свое отражение и закрепление в конституциях и актах конституционного значения первых буржуазных государств некоторые, из которых сохраняют свое действие и в наше время. Среди этих актов особое место занимают два: Декларация независимости Североамериканских Соединенных Штатов от 4 июля 1776 г. и французская Декларация прав человека и гражданина 1789 года. Американская Декларация независимости - это важнейший документ официально провозглашающий личную свободу. В ней говорится: "Все люди равны от рождения, они наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами; среди них право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью". Разделение властей в государстве предполагает такую организацию государственной власти, при которой законодательно закреплена возможность каждой из ветвей власти (законодательной, исполнительной -и судебной) 'противопоставить собственное решение решению принятому другим органом принадлежащим к другой ветви власти и тем самым соблюсти интересы . государства, общества и личности. Дл я этого конституция и законодательство государства наделяет эти ветви относительной самостоятельностью и независимостью по отношению друг к другу. Разделение властей, как конституционный принцип, может иметь место, как при монархической, так и республиканской формах правления. Наиболее распространенной в современном мире является республиканская форма правления. Развитые страны знают три ее разновидности: президентская республика, парламентская республика и республика со смешанной формой правления (иногда ее называют полупрезидентской). Президентская республика - это государство с наиболее последовательным, или жестким, разделением властей. США представляет собой классический пример президентской республики. Эта форма правления имеет место также в ряде стран Латинской Америки и в некоторых других государствах. Причем нередко в этих странах президентская власть приобретает гипертрофированный характер, подчиняя себе все остальные ветви власти. Такие государства называют "суперпрезидентская республика". В президентской республике принцип разделения властей находит свое проявление в юридическом равенстве каждой из трех ветвей власти и их, насколько это возможно, максимальной независимости друг от друга. Именно такой подход к разделению властей использован в Конституции США 1787 года. Разумеется, самостоя- тельность и независимость каждой из ветвей власти не является абсолютной, поскольку в жизни это могло бы привести к несогласованности, конфронтации и даже параличу власти. Эффективная власть возможна только при взаимодействии ее различных ветвей. Поэтому в президентской республике обязательно складывается механизм взаимного сотрудничества, сдержек и противовесов, который призван обеспечить самостоятельность и взаимодействие всех ветвей власти. Конкретно юридическое равенство каждой из ветвей власти между собой заключается, прежде всего, в том, что каждая из ветвей: законодательная, исполнительная и судебная имеют свою, четко определенную сферу деятельности, на которую другая ветвь власти не должна посягать. Законодательная власть, представленная парламентом имеет исключительное право принятия законов. Никакая другая власть, никакой другой государственный орган подобной властью не обладают. В странах с парламентарными формами правления парламент так же, как и в президентских республиках, является органом законодательной власти. Его законодательные полномочия примерно те же, что и в президентской республике и имеют те же ограничения. Однако специфика президентской республики состоит в том, что законодательная власть сама предлагает и принимает законы. В парламентарных республиках обычно правительство монополизирует право законодательной инициативы. В президентской республике исполнительная власть не наделена правом законодательной инициативы. Больше того, представители исполнительной власти нередко, как, например, в США, не имеют даже права доступа в палаты парламента (кроме случая, когда президент выступает с посланиями на совместном заседании палат). Конечно, на практике столь жесткие правила соблюдаются не очень последовательно. Представители исполнительной власти участвуют в работе комитетов и комиссий палат парламента (но не в заседании палат). Все эти жесткие правила, ограничивающие доступ исполнительной власти в парламент, призваны оградить самостоятельность законодательной власти. Однако и исполнительная власть имеет в своем распоряжении инструменты, дающие ей возможность защитить сою самостоятельность, т.к. для нее тоже важно утвердить юриди- ческое равенство и независимость самой исполнительной власти. В этом отношении следует обратить внимание на два момента, которые имеют решающее значение гарантирующие независимость исполнительной власти. Во-первых, исполнительная власть формируется независимо от парламента. В президентской республике глава государства является единоличным носителем исполнительной власти. Он избирается обычно путем всеобщих выборов населением страны. Иногда такие выборы носят, например, в США, многоступенчатый характер. Избиратели голосуют за выборщиков президента, а те избирают главу государства. Но поскольку выборщики голосуют всегда за кандидата той партии, по списку которой они избраны, то на практике результаты голосования за выборщиков уже предопределя- ют, какой из кандидатов станет американским президентом. Во-вторых, в президентской республике отсутствует институт парламентской ответственности правительства. Во всех странах с парламентарными формами правления действует правило, в соответствии с которым правительство находится у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой парламентского большинства. Это означает, что правительство, которому большинство парламентариев (или депутатов нижней палаты) отказали в доверии, обязано подать в отставку. В президентской республике ничего подобного нет. Парламент (или нижняя палата) не может выразить недоверие правительству и тем самым заставить его подать в отставку. Но зато и исполнительная власть не обладает в президентской республике пра- вом досрочного роспуска парламента (нижней палаты) и назначения внеочередных парламентских выборов. Во всех странах, придерживающихся принципа разделения властей, провозглашается и в той или иной степени обеспечивается независимость суда. Без независимого правосудия существование и функционирование действительно демократического государственного механизма просто невозможно. В правовом демократическом государстве суд рассматривается как страж личной свободы. В осуществлении этой функции и состоит его главное назначение. Для государственности США характерно также наличие "системы сдержек и противовесов". Но, несмотря на то, что законы принимаются в конгрессе, президент может наложить вето на законопроект и, не подписав его, возвратить в палату. Но конгресс, в свою очередь, наделен правом преодолеть вето президента с помощью предусмотренной процедуры голосования. Таким образом, каждая из ветвей власти обладает закрепленной законом возможностью взаимного контроля и одновременно создает условия для взаимодействия всех трех ветвей власти. В заключение необходимо отметить, что принцип разделения властей является необходимым атрибутом правовой государственности. Построенный на его основе правовой и организационный механизм разделения власти препятствует узурпации власти государственным органом, принадлежащим к какой либо одной ветви власти, каким либо должностным лицом или группой лиц. В конечном счете, его предназначение заключается в обеспечении соблюдения и защиты прав человека.


Hosted by uCoz