Происхождение права.


Происхождение права
Необходимым условием существования любого общества, является регулирование отношений членов этого общества, т.е. социальное регулирование. Социальное регулирование берет начало у истоков возникновения человеческого общества и развивается вместе с развитием этого общества. При первобытнообщинном строе основным регулятором общественных отношений были обычаи, традиции, первобытная мораль. Они закрепляли выработанные веками наиболее рациональные, полезные для общества варианты поведения в определенных ситуациях. Эти варианты поведения, закрепленные в социальных нормах, передавались из поколения в поколение и отражали, в равной степени, интересы всех членов общества. Они воспринимались каждым членом первобытного общества как жизненно необходимые, т.к. первобытный человек не отделял себя от общества и не мыслил себя отдельно от рода и племени. Развитие первобытного общества привело на определенном этапе к тому, что произошло его расслоение. Возникли особый социапьный слой или группа, которые узурпировали общественную власть и начали формировать чиновничий государственный аппарат, который стал фактическим собственником средств производства в первобытном обществе, обратив эти средства в частную собственность. В этом случае возникли социальное неравенство и эксплуатация человека человеком, иногда носящая замаскированный характер. Неравные условия распределения общественного продукта, переход общего достояния в руки узкого круга лиц вызвапо у неимущих общинников ощущение несправедливости. Нарождающиеся правящие социальные слои наполняли старые обычаи новым содержанием, что противоречило представлениям членов первобытного общества о справедливости. Следовательно, участились нарушения таких обычаев, вследствие чего нарушался закрепленный веками и сохранявшийся неизменным порядок. Представители правящих социапьных слоев первобытного общества, в руках которых находилась не только собственность (общественная или частная), но и публичная власть, были более всего заинтересованы в пресечении таких нарушений. Формирующийся государственный аппарат использует свою власть, уже не совпадающую с обществом, для пресечения нарушений новых социальных норм и осуществляет меры принуждения к лицам, их совершающим. В результате, возникают правовые обычаи, т.е. такие обычаи, соблюдение которы х обеспечивается принудительной силой государства. Формирование государственности у первобытных народов резко ускоряет общественное развитие и правовые обычаи, которые изменяются очень медленно, уже не отвечают темпам общественного развития. В результате появляются новые источники (формы) права: юридические прецеденты (административные или судебные), нормативные акты, нормативные договоры. В правовой литературе выделяют два основных пути развития права. Первый, это страны, где господствующее положение занимает государственная собственность. Здесь основным способом официального закрепления правовых норм становятся, преимущественно, сборники нравственно-религиозных положений (Поучение Птахотепа в Древнем Египте, Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и т.п.). В случае необходимости, нормы содержавшиеся в этих сборниках, дополнялись другими обычаями (например, адатами) и конкретными (ненормативными), но имеющими силу закона установлениями монарха или по его уполномочию чиновниками государственного аппарата. Другой путь возникновения права, это формирование права в обществе основанном на частной собственности. Частная собственность обусловила необходимость равенства прав собственников, и это предопределило формирование более обширного, более четкого и формализованного законодательства, регулирующего более сложную систему общественных отношений. Такой путь развития права был характерен для европейских стран и примером этому является римское право, которое являлось основой для формирования правовых систем европейских государств. В отличие от не правовых нормативных регуляторов общественных отношений право характеризуется следующими формальными признаками: Прежде всего, это общеобязательность. которая означает, что право является единственной системой социальных норм, исполнение которых обязательно на территории данного государства для всего населения. Формальная определенность права заключается в том, что правовые нормы устанавливаются государством в официальных правовых актах. Другие виды социальных норм от государства не исходят. Они устанавливаются либо общественными организациями, либо возникают путем постепенного признания общественным мнением, укореняются в привычках людей (нормы морали, нормы обычаев, традиций). Гарантированность исполнения принудительной силой государства означает, что нормы права охраняются, в необходимых случаях, принудительной силой государства. Если требования правовых норм не исполняются добровольно, государство применяет необходимые меры к нарушителям правовых норм. Это выражается в том, что компетентные государственные органы могут применить меры юридической ответственности (дисциплинарной, административной, уголовной). Тем самым государство обеспечивает общеобязательность соблюдения требований правовых норм. Следовательно, право является государственным регулятором типовых общественных отношений и, в демократическом государстве, обеспечивает свободное развитие личности, а также организованность и порядок в обществе. Право, это система общеобязательных правил поведения установленных или санкционированных государством и охраняемых его принудительной силой. История знает целый ряд теорий, в которых предпринимались попытки объяснить природу права. Теория естественного права. Смысл ее состоит в утверждении, что кроме позитивного права, которое создается государством, существует общее для всех людей естественное право, стоящее над позитивным правом. Сторонники данной теории утверждают, что позитивное право осн овывается на требованиях естественного права, а именно на праве на жизнь, на праве на свободное развитие, на праве на участие в делах общества и государства и т. д. Историческая школа права. Сторонники исторической школы права рассматривали право как выражение духа народа, который складывался постепенно в ходе исторического процесса и независимо от законодательной власти государства. Они утверждали, что законодатель имеет право фиксировать в правовых нормах лишь то, что уже сложилось как право в жизни общества. Реалистическая школа права. Приверженцы реалистической школы права считали, что право возникает и развивается под влиянием внешних факторов, которыми являются интересы побуждающие человека ставить цели, которые осуществляются при посредстве права. Основатели данной школы считали, что право, это защищенный государством интерес, и оно гарантирует жизненные интересы личности, помогает удовлетворению разнообразных жизненных потребностей людей. Они исходили из принципа - право принадлежит тому, кто пользуется им. Психологическая теория исходила из утверждения, что право представляет собой переживания людей осознающих должное поведение как правовую обязанность, как этический долг. Материалистическая теория права исходит из утверждения, что право является выражением законодательно закреплённой воли экономически господствующего класса. Эта теория представлена, главным образом, в трудах основоположников марсксизма - ленинизма. Они считали, что право, как и государство, является порождением общества разделённого на противоборствующие классы. История знает также ряд дугих теорий, в которых предпринимаются попытки объяснить природу такого общественного явления как право.


Hosted by uCoz